Выберите город

Перезвоним вам в течение 5 минут!
Вы можете позвонить нам сами
8 (800) 533-84-86
 Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных

Федеральный закон 384-ФЗ: какие требования к безопасности зданий и сооружений обязательны для выполнения в 2025 году

В Туле и по всей России владельцы, застройщики, проектировщики и эксплуатационные службы всё активнее обращают внимание на Федеральный закон 384-ФЗ — технический регламент о безопасности зданий и сооружений. С поправками, вступившими в силу с 1 сентября 2024 года (через Федеральный закон 653-ФЗ), обязательные требования становятся строже, а ответственность — реалистичнее.
В данной статье компания СпецСтройКонсалтинг, эксперт в правовом и техническом сопровождении строительства и эксплуатации, расскажет о ключевых положениях 384-ФЗ, которые необходимо соблюдать в 2025 году, о нововведениях, оценке соответствия и практике, а также о том, как это отражается на объектах в Туле.
Что такое Федеральный закон 384-ФЗ

Федеральный закон № 384-ФЗ от 30.12.2009 — «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Закон охватывает все этапы жизненного цикла зданий и сооружений: проектирование, инженерные изыскания, строительство, реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, эксплуатацию, снос.

Цели закона: защита жизни и здоровья граждан, имущества, окружающей среды, минимизация рисков, обеспечение энергетической эффективности.

С сентября 2024 вступили поправки через Федеральный закон № 653-ФЗ, уточняющие способы подтверждения соответствия требованиям.

Основные требования безопасности по 384-ФЗ, обязательные в 2025 году
384-ФЗ содержит несколько ключевых групп требований, которые должны быть учтены при проектировании, строительстве и эксплуатации. Ниже приведён обзор с акцентом на то, что важно учитывать в 2025 году.
Механическая безопасность (статья 7)
  • Конструкции здания (фундамент, несущие элементы) должны быть прочными и устойчивыми, чтобы исключить риск обрушения или недопустимых деформаций.
  • Геологическое обоснование прилегающей территории: здание не должно подвергаться опасным деформациям в результате геологических процессов.
  • При проектировании важно учитывать нагрузки (вес конструкций, снег, ветер и т. д.) и обеспечивать запас прочности.
Пожарная безопасность (статья 8)
  • Требования пожарной безопасности регулируются Федеральным законом № 123-ФЗ о требованиях пожарной безопасности.
  • Системы противопожарной защиты, эвакуации, автоматического оповещения и пожаротушения должны быть предусмотрены в проектной документации.
  • Новые стандарты и СТУ (специальные технические условия) должны соответствовать национальным и международным требованиям, особенно после пересмотра в 2024 году.
Безопасность при природных и техногенных воздействиях (статья 9)
  • Здания должны быть спроектированы так, чтобы выдерживать возможные воздействия: землетрясения, оползни, подтопления, техногенные вибрации.
  • В случае признаков опасности (например, в зонах с высоким риском техногенного воздействия) проектировщики нередко проводят специальные расчёты устойчивости и методы мониторинга.
Безопасные для здоровья условия (статья 10)

Здесь регламентируется целый комплекс параметров, которые должны быть обеспечены в здании:

  • качество воздуха (в жилых, общественных и рабочих зонах), качество воды.
  • микроклимат, влажность, вибрация, электромагнитные поля, ионизирующее излучение — все должны быть в пределах безопасных нормативов.
  • инсоляция, освещение, солнцезащита — особенно важно для жилых и общественных зданий.
  • акустика: защита от шума извне и внутри здания, а также отражённого реверберационного шума.
Безопасность пользователей (статья 11)
  • Планировка территории и внутренних помещений должна исключать риски скольжения, падения, столкновений, поражения электричеством или ожогов.
  • Особое внимание — при расположении лестниц, пандусов, входов, ступеней и перил.
Доступность для инвалидов (статья 12)
  • Здания жилые, общественные, транспортной и социальной инфраструктуры должны быть доступны для людей с ограниченными возможностями.
  • Объекты транспортной инфраструктуры (станции, остановки) обязаны иметь пандусы, подъемники, тактильные ориентиры и др.
Безопасность пользователей (статья 11)
  • Планировка территории и внутренних помещений должна исключать риски скольжения, падения, столкновений, поражения электричеством или ожогов.
  • Особое внимание — при расположении лестниц, пандусов, входов, ступеней и перил.
Энергетическая эффективность (статья 13)
  • Проект должен предусматривать меры рационального использования энергоресурсов.
  • Это включает теплоизоляцию, эффективные системы отопления, вентиляции, освещения, использование возобновляемых источников — всё это особенно актуально при росте цен на энергию.
Экологическая безопасность (статья 14)
  • Строительство и эксплуатация должны минимизировать воздействие на окружающую среду: загрязнение, грунтовые воды, растительность, животных.
  • Проектная документация должна предусматривать меры по охране природы и предотвращению негативных эффектов.
Нововведения, введённые с 1 сентября 2024: что важно учитывать в 2025 году
В 2024 году появились существенные изменения в техрегламенте благодаря Федеральному закону № 653-ФЗ. Ниже — ключевые обновления и их практические последствия.
  • Изменения в способах подтверждения соответствия
    • С 1 сентября 2024 года изменился подход к доказыванию соответствия проектных решений требованиям 384-ФЗ.
    • Ранее широко использовались стандарты организаций (СТУ), но теперь допускаются: национальные стандарты РФ, международные/региональные стандарты, а также специализированные стандарты организаций, зарегистрированные в Федеральном информационном фонде стандартов.
    • Также допускается применение “обоснований соответствия”, разработанных проектировщиком и утверждённых с помощью научных организаций или технических комитетов.
    • Постановление Правительства РФ от 30.05.2024 № 708 устанавливает порядок подготовки и утверждения таких обоснований.
  • Реестр требований — новая база
    • Части требований, нормативов и стандартов будут внесены в Реестр требований. Этот реестр станет доступен через ГИС «Стройкомплекс.РФ».
    • Реестр будет машиночитаемым — что упростит программную интеграцию с системами проектирования и контроля.
    • Это позволяет застройщикам и проектировщикам ссылаться именно на те требования, которые включены в официальный реестр (а не на устаревшие или неподтверждённые СТУ).
  • Исключение “общестроительных СТУ”
    • Общестроительные СТУ (ранее часто применявшиеся) теряют свой статус как основной способ подтверждения соответствия — если они не зарегистрированы или не обоснованы.
    • Остальные СТУ, например пожарные, могут действовать, но только при условии регистрации и обоснования в рамках новых требований.
  • Дополнительные требования к окнам
    • В проектной документации теперь обязательно предусматривать защиту от случайного выпадения людей из оконных проёмов, вне зависимости от высоты подоконника, а не только если низ окна расположен ниже центра тяжести взрослого человека (раньше).
    • Это особенно критично для жилых зданий в многоквартирных домах, детских учреждениях и социальных объектах.
По 384-ФЗ предусмотрена обязательная и добровольная оценка соответствия. Для объектов, вводимых в эксплуатацию, реконструируемых или капитально ремонтируемых, важно пройти обязательную проверку.
Оценка соответствия: как подтвердить безопасность объектов по 384-ФЗ

Формы обязательной оценки соответствия

Согласно статье 39 384-ФЗ:

  1. Заявление о соответствии проектной документации требованиям закона.
  2. Экспертиза инженерных изысканий и проектной документации.
  3. Строительный контроль.
  4. Государственный строительный надзор.
  5. Заявление о соответствии построенного объекта проектной документации.
  6. Заявление о соответствии построенного объекта требованиям 384-ФЗ.
  7. Ввод объекта в эксплуатацию.
  • Проектировщик или лицо, разрабатывающее документацию, должно заверить соответствие требованиям (часть 2 статьи 5).
  • После строительства или реконструкции застройщик должен подписать акт, подтверждающий соответствие объекта требованиям закона.

Новые правила после изменений 2024При подтверждении соответствия допустимо использовать результаты “обоснования соответствия” (научные заключения, стандарты).

  • Строительный контроль и государственный надзор продолжают играть ключевую роль в обеспечении безопасности.
  • После ввода объекта в эксплуатацию необходимо вести эксплуатационную документацию и поддерживать соответствие требованиям безопасности на протяжении всего срока эксплуатации.
Практика в 2024–2025 годах: статистика и тенденции
Точные открытые данные по нарушениям 384-ФЗ на уровне всей России или конкретно Тулы достаточно ограничены, однако можно выделить несколько тенденций и фактов:

Период

Тема / Фокус

Особенности / тенденции

2024

Вступление изменений по 653-ФЗ

Рост внимания к обоснованиям соответствия, отказ от общестроительных СТУ.

2024–2025

Реестр требований

Активное наполнение машиночитаемого Реестра, интеграция с проектной документацией.

2025

Контроль и надзор

Усиление роли Ростехнадзора, строительного контроля и экспертиз.


Практические рекомендации от СпецСтройКонсалтинг
На основании опыта нашей компании, работы с застройщиками и объектами в регионе Тула, мы рекомендуем:
  • Начинать проектирование с учётом новых требований 653-ФЗ
    • В техническом задании на проектирование сразу указывать необходимость обоснования соответствия.
    • Использовать стандарты, зарегистрированные в Федеральном фонде стандартов.
  • Проверять проектную документацию через экспертизу
    • Заказать инженерные изыскания и геологические отчёты, чтобы минимизировать риски механической безопасности.
    • Подключать специалистов по пожарной безопасности, особенно для общественных и жилых зданий.
  • Разрабатывать обоснования соответствия
    • Привлекать научные организации или технические комитеты для разработки обоснований.
    • Утверждать их в рамках требований постановления ПП РФ № 708.
  • Планировать обязательную оценку соответствия
    • Заложить в бюджет и график прохождение строительного контроля и надзорных проверок.
    • Собрать полный пакет документов для ввода объекта в эксплуатацию (акты, заявления, сертификаты).
  • Поддерживать соответствие в эксплуатации
    Вести документацию об эксплуатации, профилактике, ремонте, особенно в части безопасности (вибрация, электромагнитные поля, микроклимат).
    Проводить регулярные проверки инженерных систем, особенно после реконструкции или крупных ремонтов.
В 2025 году Федеральный закон 384-ФЗ продолжает оставаться ключевым нормативным актом для обеспечения безопасности зданий и сооружений в России, включая Тулу. Поправки, введённые Федеральным законом 653-ФЗ с 1 сентября 2024 года, усложняют, но делают процесс соответствия более прозрачным и научно обоснованным.
Компания Спец СтройКонсалтинг готова помочь застройщикам, проектным организациям и эксплуатационным службам в Туле и Тульской области: от консультаций по новым требованиям до сопровождения экспертиз и технических обоснований. Обращение к экспертам минимизирует риски отказа при вводе в эксплуатацию, штрафов или проблем с надзорными органами.
Если вы планируете строительство, реконструкцию или ввод объекта — рекомендуем заранее оценить, насколько ваши проекты соответствуют 384-ФЗ, и заложить в проектный процесс все необходимые процедуры оценки и документального подтверждения.